О средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информация о средствах обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя.  Главный инструмент общения – передача знаний.

 В школе используются электронные дневники. Электронные дневники дают возможность контролировать успеваемость и посещаемость детей. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создаёт мотивацию в обучении, что ведёт к повышению качества учёбы.

В школе используется  компьютеры для образовательного процесса.

14 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран).

На компьютерах установлены операционные системы:

  • Linux;
  • Windows;

Периферийная техника для образовательного процесса:

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • принтер;
  • сканер и ксерокс;
  • многофункциональное устройство.

Функционирует компьютерный класс на 10 учебных мест. Локальной сетью охвачены 42 компьютеров (включая кабинет информатики). Школа подключена к сети Интернет, доступ безлимитный интернет.

В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения.

Помещение школьной библиотеки оборудовано читальным залом для самостоятельных занятий обучающихся.

   Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работают спортивный зал. Спортзал оснащен всем необходимым спортивным оборудованием.

Обучающиеся школы обеспечены горячим питанием, которое осуществляется через столовую на 72 посадочных мест. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием:

  • автоматизированной системы пожарной сигнализации
  • тревожной кнопкой
  • системой видеонаблюдения

ВОСПИТАНИЕ

Программа воспитательной работы, суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.

Цель воспитательной деятельности школы: создание единой воспитательной среды, направленной на развитие нравственного потенциала личности обучающегося, воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине, с целью улучшения себя и окружающей жизни.

Задачи:

  • создать условия для формирования всесторонней личности;
  • развивать познавательную активностьи самостоятельность;
  • реализовать комплекс программ дополнительного образованияс цельюобеспечения интересов детей;
  • формировать единый коллектив учителей, обучающихсяи родителей с целью повышения эффективности образования и воспитания;
  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
  • прививать гражданско-патриотический качества

Принципы реализации программы

Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.

Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения обучающихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач — помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации

Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта

Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик — успешный учитель — успешная школа».

Технологии реализации воспитательной системы

Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается  использование следующих  видов деятельности:

  • Традиционные общешкольные мероприятия
  • Школьное самоуправление
  • Гражданско-патриотическая деятельность
  • Духовно-нравственная деятельность
  • Художественно-эстетическая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах
  • Организация дополнительного образования
  • Профориентационная деятельность
  • Диагностика и мониторинг
  • Организация взаимодействия семьи и школы
  • Организация взаимодействия школы со средой
  •  Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса

 Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само — воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления. Взаимодействие  детей   и   взрослых реализуется   через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение.

 Ученическое самоуправление в этой системе позволяет успешно решать такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности ученика, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей.

         Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни.    Школьное самоуправление осуществляется через детские общественные организации «Родной островок» им. Н. И. Киреева и Совета старшеклассников,осуществляющий свою деятельность в соответствии таких законодательных актов, как «Конвенция ООН о правах ребёнка», «Конституция РФ», ФЗ  «Об образовании в РФ». Организации являются добровольным объединением представителей классов, организованные в целях создания условий для самовоспитания, самореализации личности ребёнка через активную творческую деятельность, для всестороннего развития и подготовки к общественной жизни. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности.

Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур — создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат — ребёнок как личность, творец, созидатель.

Особенности управления воспитательной системой

Важнейшая задача управления – привлечение к   управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.

Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:

  • целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
  • оптимальная расстановка кадров;
  • формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;
  • качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;
  • активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.

Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:

  • принцип уважения и доверия;
  • принцип сотрудничества;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип коллективного принятия решений;
  • принцип личностного стимулирования.

Руководство осуществляют директор школы, педагогический совет,  Управляющий школы (УС). В Управляющий совет школы входят родители, учителя, учащиеся и представитель управления по образованию и науке администрации г. Астрахани. УС школы поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания детей, творческих поисков педагогов.

Администрация в лице директора   руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.

Основные способы достижения целей воспитательной системы

Воспитательная система школы включает 10 направлений деятельности:

Направления Мероприятие
1 Изучение личности учащихся

Изучение  интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка.

Диагностика

Анкетирование

Беседа

Наблюдение

Рефлексия

2 Учебно-познавательная

Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей.

Предметные недели

Олимпиады

Выпуск газет и плакатов

Интеллектуально – познавательные игры

Посещение библиотечных уроков

3 Духовно-нравственное

Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведения

День знаний

День учителя

Новогодний огонёк

Масленица

День защитника Отечества

Международный женский день 8 марта

Экскурсии, походы

Фольклорные праздники

4 Гражданско-патриотическое

Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны.

Уроки Мужества

Встречи с ветеранами ВОВ и горячих точек

Помощь пожилым людям

Вахта памяти

День защитника Отечества

День Победы

Акция «Моя рука в твоей руке»

Экскурсии учащихся в музеи Изучение истории своей семьи, села, школы, государственных символов РФ

Торжественные мероприятия у обелисков

Трудовые десанты

5 Художественно-эстетическое

Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

Выставка декоративно-прикладного творчества;

Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикаций

Выставки поделок

Беседы эстетической направленности

Ролевые игры

6 Спортивно-оздоровительная

Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся.

День здоровья

Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей

Участие в соревнованиях различного спортивного уровня

Внутришкольные спортивные соревнования

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

Здоровьесберегающие технологии

Пропаганда здорового образа жизни

Охрана жизни и здоровья учащихся

Мероприятия по правилам ПДД

Медосмотр и наблюдения состояния здоровья учащихся

7 Трудовое

Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности в трудовых отношениях.

Трудовой десант

Благоустройство пришкольной территории

Летняя трудовая практика учащихся

Изготовление кормушек для птиц

Работа на пришкольном участке

8 Профилактика правонарушений и экстремизма

Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия.

Составление социальных паспортов

Работа Совета профилактики правонарушений

Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»

Мероприятия тематической направленности

Профилактические беседы с учащимися

Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся

Встреча с инспектором ПДН

Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании

9 Детское самоуправление

Формирование опыта ответственности и самостоятельного принятия решений учащимися школы

Рейды

Подготовка к мероприятиям

Работа с неуспевающими

10 Работа с родителями и общественностью

Включение в воспитательный процесс родителей и общественности

Родительские собрания

Индивидуальные консультации

Профилактические беседы

Одним из важнейших направлений деятельности школы является  гражданско-патриотическое и духовно – нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Формирование нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из главных задач процесса его восхождения в различные структуры жизни общества, и это интуитивно чувствуют старшеклассники. Поэтому в школе сейчас необходимо уделять первостепенное внимание  нравственному воспитанию, особенно важно это для учащихся 7-9 классов.

По опросам родителей и  по нашим собственным наблюдениям, количественным и качественным диагностикам можно сделать вывод о том, что наши учащиеся отличаются более высоким уровнем воспитанности и мотивацией к обучению. Учащиеся школы бережно относятся к школьному  имуществу, наводят порядок в  классах и на пришкольном участке, участвуют в субботниках.

В школе  проводятся единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Учащиеся  принимают участие в различных конкурсах профилактической направленности.

Особое внимание   уделяется профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма и терроризма. Уделяется  большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Предметные недели охватывают практически всех детей, которые  принимают участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турнирах, олимпиадах  и др.

Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при  проведении традиционных праздников:

– Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов, родители, гости. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.

– концерт, посвященный Дню Учителя.

– Новогодняя сказка – это, наверное, самый любимый праздник детей и взрослых

– Фольклорный праздник Масленица  – цель которого заключается в развитии у школьников интереса к русским народным традициям, формировании уважительного отношения к фольклорному богатству.

– День здоровья. Цель проведения «Дня здоровья» снятие статической и психологической усталости, накопившейся за период учёбы, создание общественного мнения о значении здоровья в жизни современного человека; формирование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

– Праздник Последнего звонка – яркое и значимое событие в жизни школы, праздник выпускников, на котором подводятся итоги школьной жизни, награждаются лучшие ученики.

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе ведётся работа с родителями.  Систематически проводятся классные родительские собрания, по разнообразным формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты).

Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:

– анкетирование;

– анкета «Изучение уровня воспитанности учащихся» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой; (приложение)

– анкета «Наши отношения»  Л.М. Фридмана

– методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

– методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;

– методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

– комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

Классный руководитель,  как и  прежде, остаётся одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребёнка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений.

В нашей  школе   классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересна как для младших, так и для старших учащихся. Проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители   участвуют  в работе как консультанты разновозрастного коллектива, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.

Планирование процесса воспитания

Планирование в школе осуществляется на основе  Концепции воспитательной системы с учётом традиционно сложившихся мероприятий, возможностей школьного коллектива. Вся деятельность планируется   в соответствии с календарными датами и мероприятиями, проводимыми ежегодно в течение длительного периода. Кроме того, учитывается и тематика календарного года, по которому также планируется работа на год с оформлением материала в отчётную папку. Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для школы в целом и для каждой класса, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация преподавателей, особенности контингента детей.

План может корректироваться и дополняться в соответствии с мероприятиями, проводимыми в городе.

Классные руководители составляют план работы с коллективами в соответствии с общешкольным планом, интересами учащихся и возможностями педагога. В план включаются общешкольные мероприятия, традиционные дела класса, классные часы, коллективно-творческие дела. Учащиеся заранее обдумывают, а затем предлагают интересующие темы, дела на четверть. Классный руководитель помогает определить вид деятельности, форму занятий, назначить ответственных, пригласить  гостей и назначить сроки проведения классного мероприятия.

В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности образовательного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с классными руководителями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.

Организация работы педагогических кадров

Воспитательные функции    призваны выполнять все педагогические работники. В школе налажено взаимодействие классных руководителей, учителей предметников, социально – психологической службы, библиотекаря. Эти связи необходимы при качественной подготовке и проведении мероприятий, выходящих за рамки классного дела, подготовке к конкурсам,   проведении внеклассных  мероприятий.

Все вопросы, связанные с осуществлением воспитательной работы   выносятся на совещания при заместителе директоре по ВР и МО классных руководителей. На заседания МО выносятся выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым даются определённые рекомендации. Помимо выступлений проводится обзор новой методической литературы и достижений педагогической науки, решаются текущие вопросы. На заседании обсуждаются результаты посещения открытых внеклассных мероприятий.

         Методическое объединение классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей.

Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализация её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, владеть современными методами воспитания детей.

Контроль процесса воспитания

Контроль в школе – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава школы и Программы развития школы.

Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе тематического контроля, который направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон воспитательного процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон воспитательного  процесса, изучить его, объек­тивно оценить.

В начале учебного года составляется план – график внутришкольного контроля, который охватывает всех участников воспитательного процесса, в котором указывается объект контроля, тема контроля и цель. Составные части внутришкольного контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.

В течение года один раз  проверяются планы классных руководителей. На педсовете в августе подводятся итоги воспитательной работы за год в школе и на педсоветах по результатам каждой учебной четверти классные руководители делают анализ в каждом классе. Регулярно проверяется качество проведения классных часов, классных мероприятий путём их посещения. Итоги обсуждаются на МО классных руководителей,  совещании при директоре.

Наша концепция воспитания  предполагает создание условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Таким образом, наша школа – общеобразовательное учреждение, направляющее свою деятельность  на формирование образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной  жить и работать в современных условиях.

Общение как средство воспитания:

Роль общения как воспитательного средства в школе проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной социализацией обучающихся.

Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях, поэтому в школе уделяют огромное значение социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения через отработанную систему психологических тренингов, различных видов социального проектирования.

Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика в школьной системе воспитания проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения: а) непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника; б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе школы.

Эффективность педагогического общения в школе определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения в школе  понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с воспитанниками; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся.

В нашей школе главной особенностью стиля сотрудничества участников педагогического взаимодействия является демократияПри таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов школы характерны активно-положительное отношение к обучающимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов внешним показателям деятельности его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Учение как средство воспитания:

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения  в школе  значительно повышается, т.к. на уроках практикуются так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.

Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников в системе школьного обучения повышаются при следующих условиях:

1) в ней  воплощены отношения ответственной зависимости;

 2) она социально ценная, значимая и интересная для детей;

 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования меняется (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

4) совместная деятельность эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

В результате организации на уроке совместной продуктивной деятельности в школе возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания, на формирование понятий, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении. Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания). Дети получают большее удовольствие от процесса учения, комфортнее чувствуют себя в школе. Снижается тревожность, развиваются познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся. Возрастает сплоченность класса, взаимоотношения между детьми становятся теплее, человечнее, ученики начинают лучше понимать друг друга и самих себя. Растет самокритичность детей, поскольку, приобретая опыт совместной работы со сверстниками, они более точно оценивают свои возможности, лучше контролируют себя. Дети, помогавшие в учении товарищам, начинают с большим уважением относиться к труду учителя. Они приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе (ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, коллективистские мотивы поведения). Учитель же получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам (учитывать их способности, темп работы, взаимные склонности при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»). Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Труд как средство воспитания:

Труд выступает воспитательным средством в школе, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. В этой деятельности совершенствуется и сам ребенок – в физическом, умственном, нравственном, эстетическом и других отношениях. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Они могут быть заложены в самом труде, его результатах или в том, что может этот результат дать ребенку.

Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации в школе необходимо соблюдать следующие требования:

 1) привлекательность, общественная и личная значимость цели, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами;

2) положительная мотивация трудовой деятельности, возможность выбора детьми видов труда и форм его организации;

 3) связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией, с другими видами деятельности и в целом с жизнедеятельностью личности, запросами и ожиданиями родителей;

4) посильность, разнообразие, высокая нравственная основа, связь с учением, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.

Физический труд по сравнению с другими видами трудовой деятельности становится понятным и доступным ребенку уже в раннем возрасте. К его разновидностям относится труд по самообслуживанию, которым человек занимается на протяжении всей своей жизни. Получая удовлетворение от результатов своего труда (уборки, приготовления пищи, подготовки одежды и обуви к использованию и др.), ребенок приобретает потребность постоянно иметь такой порядок вещей. Но одновременно он обнаруживает, что для поддержания порядка необходимы приложение усилий, затраты труда. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Здесь особенно нужны участие и пример взрослого, умело создающего эмоционально-психологические условия для эффективной в воспитательном отношении работы.

Кроме того, важно, чтобы начатая работа была завершена и совместно оценена. Ребенок должен получить удовольствие от выполненной работы, подкрепленное поощрением в виде положительной эмоциональной оценки нового, измененного его деятельностью состояния предметов, с которыми он работал.

Интеллектуальный труд – это эмоциональное и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая исследователем, познающим неизвестное. Такой труд имеет место в ходе учебной деятельности, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск обучающихся с целью открытия ими неизвестного.

Для того чтобы превратить процесс учения в интеллектуальный труд, в школе существует множество возможностей, в частности:

  • постановка проблемных вопросов с четко выраженными противоречиями, требующих от учащихся самостоятельного поиска;
  • введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения и предоставлением ученикам возможности подумать над тем, какой из них правильный;
  • привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы, которая будет рассматриваться на следующем занятии, или, наоборот – к самостоятельному анализу частных случаев, вытекающих из полученного на уроке решения этой проблемы;
  • подбор учебно-познавательных заданий творческого характера, которые ученик сможет выполнить, только проявив нестандартный подход, в результате самостоятельного поиска решения;
  • побуждение учащихся к анализу явлений и факторов (теоретическому объяснению), в результате которого возникают противоречия между имеющимися и новыми знаниями, пониманием важности проблемы и неумением подойти к ее решению;
  • ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;
  • наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.
  • обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;
  • обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;
  • ознакомление учащихся с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;
  • создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности по разным направлениям;
  • одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде.