Доступная среда

Программа «Доступная среда» была разработана по Поручению Президента и Правительства Российской Федерации в ноябре 2009 года. Государственным заказчиком и координатором будущей Программы выступило Министерство здравоохранения и соцразвития РФ. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2014 г. № 2136-р “О продлении до 2020 года срока реализации государственной программы «Доступная среда».

ЗАКАЗЧИКИ И РАЗРАБОТЧИКИ

 Дополнительно госзаказчиками «Доступной среды» являются:

  • Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Министерство транспорта Российской Федерации
  • Министерство экономического развития Российской Федерации.

Основным разработчиком Программы назначены Минздравсоцразвития Российской Федерации. Сроками реализации Программы был продлен до 2020 года.

ЦЕЛИ ГОСПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

 Программа «Доступная среда» в качестве основной цели подразумевает полноценное формирование к концу отчетного периода (2020 год) условий, позволяющих обеспечить равный доступ инвалидов и граждан без ограничения потребностей к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, а также полному перечню открытых услуг, предоставляемых населению Российской Федерации.

Чтобы обеспечить достижение основной цели, необходимо решить задачи, поставленные в рамках направлений работы (подпрограмм), а именно:

  • должен быть создан единый федеральный резерв инвалидов.
  • Необходимо организовать межведомственное информационное и организационное взаимодействие для проведения адекватных медико-социальных экспертиз.
  • Потребуется совершенствование теоретических основ и концепции МСЭК, а также разработка с последующим утверждением специальной системы оценок индикаторов качества МСЭК (с учетом действующих положений Международной классификации функционирования).
  • Необходимо обеспечить непосредственную и информационную доступность госсистемы МСЭК.
  • Требуется разработка и последующее внедрение новых подходов (на законодательном,юридическом и методическом уровнях) к обустройству доступной для инвалидов и других ограниченных в возможностях граждан среды. Необходимо учитывать международные стандарты, отечественным опытом, а также опытом других стран, где в результате реализации аналогичной Программы доступная среда стала нормой для социума.
  • Нужно обеспечить доступность, а также повышение оперативности/эффективности предоставления услуг по восстановлению здоровья в рамках общего усовершенствования существующей системы реабилитации инвалидов.
  • Требуется последовательно реализовывать все целевые программы (региональные и ведомственные), формирующие доступную для инвалидов и маломобильных групп населения среду.
  • Необходимо оперативное выявление существующих барьеров и ограничений доступности социальной среды для инвалидов, а также адекватная оценка потребностей в их оперативном устранении.
  • Нужно создавать предпосылки для развития инклюзивного образования, включая создание так называемой безбарьерной среды в общеобразовательных школах, где учатся дети-инвалиды.
  • Необходимо обеспечить инвалидов возможностью реализовать себя в профессиональной сфере, формировать доступную для них среду, обеспечивать соцподдержку и реабилитацию лиц, получивших инвалидность в ходе боевых действий или вследствие военной травмы.
  • Требуется создание развитой инфраструктуры информационной поддержки по вопросам, связанным с инвалидностью.

Федеральная программа доступная среда будет динамически развиваться весь отчетный период (2016–2020 гг.)

ЗАДАЧИ

 1.   Разработка и внедрение всех необходимых юридических документов, созданных с учетом основных принципов формирования доступной для инвалидов и других групп среды.

2.   Создание механизма стимулирования госструктур и негосударственных образований для активизации работы по обеспечению реальной доступности объектов социнфраструктуры маломобильным категориям граждан.

3.   Использование «универсального дизайна» как принципа технического регулирования в сфере разработки и запуска оборудования, ПО, пакетов услуг и инфраструктурных объектов.

4.   Наращивание объема ТВ- и радиопрограмм, увеличение числа спортивных, туристических и рекреационных объектов в доступности у инвалидов.

5.   Увеличение числа детей-инвалидов, задействованных в системе обязательного начального/среднего образования. Максимальное вовлечение таких детей в игровые, спортивные и другие досуговые мероприятия внутри школьной системы.

6.   Внедрение инноваций на производстве, а также запуск новых моделей техсредств реабилитации и ассистивных услуг, предоставляемых инвалидам. Переоснащение федеральных санаторно-курортных и образовательных учреждений для нужд маломобильных групп и их реабилитации.

В ПЕРСПЕКТИВЕ ОЖИДАЕТСЯ:

 1.   Рост качества и уровня жизни инвалидов, повышение их конкурентоспособности на трудовом рынке, увеличение эффекта от реабилитации благодаря повышению доступности объектов социнфраструктуры.

2.   Максимизация эффективности использования бюджетов на всех уровнях для решения проблем людей с инвалидностью благодаря внедрению единых подходов, стандартов, норм и нормативов обеспечения доступности социальной и образовательной среды, а также результативности использования создаваемой в рамках Программы базы данных.

3.   Увеличение соцактивности, преодоление тенденции к самоизоляции маломобильных групп и негативного отношения к людям с ограниченными возможностями. Обеспечение роста уровня стабильности и внутреннего единства в социуме.

4.   Повышение инвестиционной привлекательности рынка товаров и услуг для инвалидов, развитие отечественного сегмента этого рынка, обеспечение конкурентоспособности товаров от отечественных производителей.

5.   Интенсификация процессов формирования в стране доступной среды с вовлечением в них общероссийских общественных организаций и бизнес-сообщества.

 

Постановление Правительства Оренбургской области от 12.05.2014г № 290 –пп

Анкета для руководителя ФГОС НОО ОВЗ

Методика паспортизации и классификации

Рекомендации по ФГОС ОВЗ

СанПиН для ОВЗ от 10.07.2015